Главная
В мире
Лекции
Музыка
Про Т-34
Парты МЭИ
Гостевуха
Ссылки
ПРО Т34

13 октября 1937 года Харьковскому паровозостроительному заводу имени Коминтерна (завод № 183) были выданы тактико-технические требования на проектирование и изготовление нового колесно-гусеничного танка БТ-20. Для выполнения этой задачи решением 8-го Главного управления Наркомата оборон-ной промышленности на заводе создали специальное ОКБ, подчиненное непоc-редственно главному инженеру. Танк получил заводское обозначение А-20. В ходе его проектирования был разработан еще один танк, практически идентичный А-20 по массогабаритным характеристикам. Главным его отличием стало отсутствие привода колесного хода. В результате 4 мая 1938 года на засе-дании Комитета Обороны СССР были представлены два проекта: колесно-гу-сеничного танка А-20 и гусеничного А-32. В августе оба они рассматривались на заседании Главного военного совета, были одобрены и в первой половине сле-дующего года выполнены в металле. По своим техническим данным внешнему виду танк А-32 незначитель-но отличался от А-20. Он оказался на 1 т тяжелее (боевая масса -19 т), имел та-кие же габаритные размеры и форму корпуса и башни. Аналогичной была и силовая установка - дизель В-2. Основ-ные отличия заключались в отсутствии привода колесного хода, толщине брони (30 мм вместо 25 у А-20), 76-мм пушке (на первом образце поначалу установили 45-мм), наличие в ходовой части пяти опорных катков на один борт. Совместные испытания обоих танков проводились в июле - августе 1939 года на полигоне в Харькове и выявили сходство их тактико-технических характеристик, в первую очередь динамических. Максимальная скорость боевых машин на гусеницах была одинаковой - 65 км/ч; средние скорости также примерно равные, причем эксплуатационные скорос-ти танка А-20 на колесах и гусеницах существенно не различались. Разные варианты башен танков Т-34
Т-34 Образца 1941 года со сварной башней. (Сталинградский тракторный завод. Октябрь 1941 года.)
Т-34 Образца 1941 года со сварной башней. (Сталинградский тракторный завод. Октябрь 1941 года.)
По результатам испытаний был сделан вывод, что танк А-32, имевший запас по увеличе-нию массы, целесообразно защищать более мощной броней, соответственно повысив прочность отдельных деталей. Новый танк получил обозначение А-34. В октябре - ноябре 1939 года велись испытания двух танков А-32, догружен-ных на 6830 кг (до массы А-34). На ос-новании этих испытаний 19 декабря А-34 приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-34.
План производства Т-34 на 1941 год составлял 2800 танков (в том числе по заводу № 183 - 1800 машин, а по СТЗ - 1000) и был утвержден постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б)от 5 мая 1941 года. К 1 мая 183-й завод изготовил 525, а СТЗ - 130 машин. Танк Т-34 образца 1940 года имел корпус, сваренный из катаных броневых листов. Верхний лобовой лист располагался под углом 60°, верхняя часть борта шла под углом 45°, нижняя - вертикально. В лобовом листе корпуса имелся люк механика-водителя. В верхней части крышки люка устанавливался центральный смотровой прибор. Т-34 Образца 1941/42 годов с литой башней производства Сталинградского тракторного завода. 1942 год (модификация завода №27)
Т-34 Образца 1941/42 годов с литой башней производства Сталинградского тракторного завода. 1942 год (модификация завода №27)
Т-34 Образца 1943 года со штампованной башней (конец 1942 года).
Т-34 Образца 1943 года со штампованной башней (конец 1942 года).
Боковые смотровые приборы водителя располагались слева и справа от люка под углом 60° к продольной оси танка. Справа от люка механика-водителя в шаровой установке, прикрытой броневым колпаком, ставился пулемет ДТ, огонь из которого вел стре-лок-радист. Антенный ввод первоначально размещался на башне танка, а затем был перенесен на правый борт корпуса. Башня была сварная, овальной обтекаемой формы. Лоб и борта имели угол наклона 30°. В бортах башни находились смотровые приборы, а в крышке башен-ного люка имелся прибор кругового об-зора. Правда, из-за неудачного их расположения экипаж был лишен возможности ими пользоваться. В кормовом листе башни предусматривалась дверца, крепившаяся болтами.
На части танков устанавливали литые башни с толщиной стенок 52 мм и 20-мм крышей. Основания боковых смотровых приборов отливались заодно с корпусом башни. Первоначально в танк ставили 76-мм пушку Л-11 с длиной ствола в 30,5 ка-либра, а начиная с февраля 1941 года наряду с Л-11 стали устанавливать 76-мм пушку Ф-34 с длиной ствола в 41 калибр. При этом изменения затронули лишь броневую маску качающейся части пушки. К концу лета 1941 года танки Т-34 выпускались только с пушкой Ф-34, которая производилась на заводе № 92 в Горьком. После начала Великой Отечествен-ной войны постановлением ГКО № 1 к производству танков Т-34 подключался завод "Красное Сормово" (завод № 112 Наркомсудпрома). При этом сормовичам разрешили устанавливать на танки авиамотор М-17, к выпуску которого должен был приступить цех авиадвигателей ГАЗа. Т-34 Образца 1943 года. (Челябинский трактоный завод. Конец 1942 года.)
Т-34 Образца 1943 года. (Челябинский трактоный завод. Конец 1942 года.)
Т-34 Образца 1943 года с башней со сглаженными углами и командирской башшенкой (конец 1943 года).
Т-34 Образца 1943 года с башней со сглаженными углами и командирской башшенкой (конец 1943 года).
Последнее обстоятельство связано с тем, что к началу войны единственным изготовителем дизелей В-2 был харьковский завод № 75. В первые же дни войны было принято решение о развертывании их производства на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ). Однако быстро меняющаяся обстановка на фронте заставила изменить эти планы. ГКО решил все двигательное производство ХТЗ перебазировать на СТЗ. Выпуск дизелей В-2 на СТЗ начался в ноябре 1941 года, до конца которого там изготовили 197 двигателей. Но удовлетворить потребность в В-2 СТЗ не мог, а завод № 75 в это время находился "на колесах" - шла его эвакуация на Урал. Так что решение о производстве Т-34 с бензиновым двигателем было вынужденным и временным.
Программа выпуска Т-34 на заводе "Красное Сормово" в 1941 году включала 700-750 машин, но до конца года завод смог изготовить только 173 танка к 19 октября было свернуто производство Т-34 в Харькове - 183-й завод эвакуировался в Нижний Тагил. Первые 25 танков на новом месте собрали в конце декабря из узлов и деталей, привезенных из Харькова. Таким образом, осенью 1941 года единственным крупным производителем Т-34 остался СТЗ. При этом выпуск мак-симально возможного числа комплекту-ющих постарались развернуть в Сталин-граде. Броневой прокат поступал с за-вода "Красный Октябрь", бронекорпуса сваривались на Сталинградской судо-верфи (завод № 264), пушки поставлял завод "Баррикады". Короче говоря, в го-роде был организован практически пол-ный цикл производства танка и его де-талей. Впрочем, так же обстояли дела и в Горьком и в Нижнем Тагиле. Следует отметить, что каждый завод-изготовитель вносил в конструкцию танка некоторые изменения и дополнения в соответствии со своими технологически-ми возможностями, поэтому танки раз-ных заводов имели свой характерный внешний облик. Помимо линейных танков в производ-стве находился огнеметный вариант - Т-034, у которого курсовой пулемет заменяли огнеметом АТО-41 или АТО-42.



by vate.zlo

thanks to M@jor

Rambler's Top100

Используются технологии uCoz